JA slide show

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Что за чудо – русский лес! Сказка, быль и дар небес!
Рай, который все так ищут.  В общем – чудо из чудес!
                                                                                                                   
Игорь Ефремов

МНОГОЛИКИЕ ПЕСНИ И МУЗЫКА КУРАЯ И ЛЕСА

Есть люди, с которыми я был лишь мельком знаком, но они по сей день оставили свой след в моей памяти. Таким человеком, к сожалению, ушедшим в мир иной, был известный музыкант. Он  слышал музыку природы и леса, пропуская ее через свое сердце и исполняя ее на нехитрых народных инструментах – курае и кубызе. Им был Роберт Загретдинов – самородок из небольшой башкирской деревни Миякинского района нашей республики.

Да, я не оговорился, употребив выражение - многоликие песни и музыка леса. Именно они, собранные воедино и состоящие из самых разных звуков издаваемых самим лесом и его жителями присуща его величеству ЛЕСУ – хранителю нашего физического, нравственного, интеллектуального и другого  здоровья человека, а также благополучия связанного с нашей жизнью.

Я долго думал, - как представить себе эту музыку леса? Какими словами выразить  определение этому природному феномену? В результате у меня сложилось следующее. Музыка леса это шепот листвы деревьев и кустарников с их легким постаныванием от своего возраста. Вперемешку  с этим неумолчный стрекот кузнечиков, трелей соловьев и пение  птиц прячущихся в их кронах, с  вожделением ожидающих встречу с утренними зорями. Откуда то – из далекой, далекой небольшой деревушки доносятся и гармонично вливаются в нее петушиные крики, звуки стада идущему к водопою и многое другое, напоминающее детство.{jcomments on}

Животворное журчание воды в ручье, перекатывающие мелкие камушки в тени  плакучих ив и берез. Грудные песни иволги и посвисты мелкой пернатой братии порхающей с ветки на ветку. Ритмичные звуки пересмешников-кукушек, словно играющих в прятки с теми хозяевами гнезд, что оставили их без должного присмотра. Громкой скрипучей песней коростеля, словно метроном отбивающей ритм поющему лесному хору на лесной поляне.

В преддверье вечера под занавес уходящему на покой усталому дню слышится голос маленькой, мягкой словно котенок, совы сплюшки. Сплю, сплю, сплю, слышится и разносится по засыпающему лесу песня навевающая сон.            

И, представьте себе, это лишь частица тех звуков которые мог имитировать этот музыкант, используя лишь маленький почти не видимый в его руках инструмент кубыз.

Вспомните, навскид, сколько музыкальных, художественных, литературных и иных произведений искусства великих композиторов, художников, поэтов и писателей воспевало лес в своих произведениях. Неувядаемые «Сказки Венского леса» -  И.Штрауса,  «В лесу прифронтовом» М.Блантера и поэта М. Исаковского. Великого П.Чайковского и итальянского  композитора Вивальди, написавших не забываемые музыкальные произведения с одним и тем же названием: «Времена года». А стихи  Н.Некрасова, С.Есенина или  Ф.Тютчева с его «Чародейкою зимою». И это лишь малая толика творчества тех певцов природы, которых поистине можно причислить к  классикам, осязаемо передающих нам величие и значение леса и окружающей нас природы своим не увядающим творчеством.

Мы с детства зачитываемся  прозой писателей М.Пришвина, М.Паустовского, В. Биянки,  Л.Леонова, В.Арсеньева с его героем Дерсу Узала – олицетворяющим собою  самые лучшие качества человека – как единое целое  созданное природой.

Можно без устали восхищаться полотнами И.Шишкина, которого современники называли «Лесной богатырь-художник», «царь леса». Многими другими художниками и ваятелями, создающими незабываемые образы природы. Поразительное напутствие всем нам дал писатель Михаил Пришвин.

«Чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Но на первом месте должны быть Родина и родители, затем дети и семья, и лишь потом все родственники и друзья».

А не задумывались ли вы о том, что без участия леса не могли бы звучать скрипки, виолончели и ряд других народных щипковых инструментов. По заведенной исстари традиции многие из них изготовлены из древесины обладающей резонирующими свойствами высокого качества. Мастера, создающие их ищут такое резонансное дерево в самом  начале зимы, когда его соки уходят из него и такое дерево ценится особо. Это необходимо  при создании мастером верхней деки инструмента. Среди отобранных ими деревьев наибольшую ценность представляют ель и пихта. Ствол дерева  не должен иметь изъянов, множества сучков и обязательно иметь  одинаковой ширины годичные кольца. Это дерево сушится естественным образом в течение  десяти лет, а то и больше.

Для изготовления грифа инструмента, нижней деки, а также обечаек и подставки для них. используют более прочную древесину – такие как клен, груша, береза. А колки для натягивания струн готовят из самшита, черного дерева, мореного дуба или других твердых древесных пород.

Издавна башкиры-умельцы самостоятельно изготовляли этот не замысловатый музыкальный инструмент - курай.  Какая же была у этой травы  смелость, чтобы так о себе заявить! Но не только деревья обладают музыкальными свойствами.  Свидетельством этому является зонтичное травяное растение курай, растущее по опушкам леса иль схоронившись от буйных ветров за спиной глубоких оврагов и речных крутояров.

Издавна башкиры-умельцы самостоятельно изготовляли этот не замысловатый музыкальный инструмент - курай.  Какая же была у этой травы  смелость, чтобы так о себе заявить!

Традиционный курай изготавливают из прямого, высушенного полого стебля этого растения длинной около 1 метра. По своему виду он напоминает флейту, но башкирский курай, в отличие от подобных, имеет свои личные характерные черты, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной  визитной карточкой Башкортостана. Благодаря этому он, символизирует изображение цветка курая и входит в эмблему нашей  Республики Башкортостан.  Это один из немногих случаев в мировой практике, когда музыкальный инструмент включен в государственную символику.

В умелых руках исполнителей и, благодаря своей фантазии,  башкирские музыканты-кураисты  могли использовать для исполнения народных мелодий не только это традиционное растение, но и любой трубчатый предмет. Например, известен случай, когда при штурме крепости Ак-Мечеть башкиры в качестве курая использовали стволы ружей, а во время Великой Отечественной Войны 1941-45 годов – металлические трубки с двигателей сбитых фашистских самолетов.

Другим музыкальным инструментом, изготовленным из древесины, а впоследствии модернизированным и сейчас изготовляемым из металла является небольшой, умещающийся в ладошке - КУБЫЗ. Это яркий представитель народного музыкального фольклора, который позволяет виртуозно изображать связь человека и природы. Это один  из древнейших музыкальных инструментов уходящий своим происхождением в далекую эпоху позднего неолита. 

Археологи полагают, что этот инструмент обрел свою популярность десятки веков назад. У него существует множество моделей, которые отличаются своими размерами, особенностями конструкции, тональностью рождаемых мелодий, а это не что иное, как находка для народных исполнителей этнической музыки! Более того утверждают, что игра на нем благотворно воздействует на здоровье человека. Считается, что особые вибрации, которые возникают при игре, обладают лечебным эффектом. Благодаря этому  можно сохранить крепкие зубы, развить правильное дыхание, избавиться от стресса. Примечательно, что научиться играть на нем очень просто и говорят, что это и ребенку под силу.

…Шел август 1999 года. После ряда дебатов с правительством нашей республики и представителями специализированного учреждения ООН ЮНЕСКО, курирующие  вопросы образования, науки и культуры нашу Республику Башкортостан приняли в ее члены. И почти сразу, как говорится, «как кур в ощип», нам было предложено участвовать во Всемирном форуме ЮНЕСКО, площадку которому предоставил город Свердловск  (Екатеринбург). Но коль это был правительственный уровень, то подготовка команды для участия в нем прошла благополучно. Команда наша состоящая почти из полсотни делегатов и была поистине «разношерстная», но интересная и разноликая, состоящая начиная от учащихся школ и заканчивая академиками.

В то время я являлся  Президентом фонда ЮНЕСКО по РБ Комитета РБ по делам ЮНЕСКО. Возглавлял нашу делегацию исполнительный директор этой организации Рим Каримович Суфиянов.

– Причем тут лес, курай и кубыз? – спросите вы. А вот в чем дело.

Началось все с того,  как нашу делегацию, словно  родных встретила диаспора башкир, живущая в Свердловской области. Люди были разного возраста. Их было много , но все они составляли единую, как бы семейную компанию. Было видно, что для них эта встреча была великим счастьем. Ощущать мгновенья истинных, а не казенных и показушных откровений праздника. Было видно и чувствовалось, что здесь нас ждут, волнуются и любят. И все это без фальши и лести.

Многие из них были одеты в национальную одежду. Звучала музыка - играли кто на чем - тальян-гармони, на курае иль кубызе.  Кроме истинно башкирских танцевальных мелодий для нас звучали русские и другие не менее зажигательные мелодии и все  у них звучало ладно и гармонично.

Им оказался Зуннур Газизович Ураксин,  языковед, писатель, общественный деятель, академик АН РБ, доктор филологических наук. Вместе со мной в одном автобусе ехал человек небольшого роста, худощавый ни чем не отличающийся от остальных. Сидя на кресле рядом с ним, как бы в противовес ему возвышался настоящий батыр –  высокий, мощный мужчина. Лишь открылись двери автобуса и на нас хлынул восторг встречающих, как этот худощавый мужчина, с которым я вскоре близко познакомился, пустился в пляс – всем стало ясно, что этот человек не новичок в этом деле. Им оказался Зуннур Газизович Ураксин,  языковед, писатель, общественный деятель, академик АН РБ, доктор филологических наук. Было видно, что его знают и ценят за открытость в общении с простым людьми, пришедшими на эту встречу.

Получилось так, что при заселении нас в гостиницу я оказался в одной комнате вначале с известным и близким мне по духу учителем математики Романом Хазанкиным, а затем и тем батыром - Робертом Загретдиновым. Но на утро, откуда, ни возьмись, появилась его жена заслуженная артистка республики и увела его от нас в известном только ей направлении. Потом встречались мы с ним неоднократно, но встречи были мимолетными и заканчивались лишь приветствиями друг друга.

Наступило время закрытия этого Всемирного форума, которое сопровождалось заключительным концертом. Я не побоюсь этого слова – «жемчужиной» его стал он - артист, основательРоберт Загретдинов. концертно‐импровизационного стиля игры на кубызе Роберт Загретдинов. Его исполнение отличалось техническим совершенством, изощренной ритмикой и тонкой тембровой нюансировкой. Он первым в республике, вывел этот инструмент на профессиональную сцену, на которой выступал многие десятилетия.

И вот он предстал во всей своей  красе перед участниками Всемирного форума, а ими были представители более сотни государств членов ЮНЕСКО.

Облаченный в национальный костюм украшенный золотыми вышивками башкирских орнаментов, лисьей шапке, высоких, очевидно яловых сапогах с кураем и кубызом в руках, он, пройдя через весь зал, появился  на сцене Свердловского государственного областного Дворца народного творчества. То, что он стал творить, используя возможности курая и нескольких меняющихся кубызов словами передать не возможно.

Для меня знакомого с башкирской музыкой и имеющего музыкальное образование, слышавшего исполнение многих кураистов и кубызистов открывались новые просторы Урала, его лесов с его обитателями. Виделись яркие вспышки солнечного света и мягкая подобная живописи ковыльная степь. Согревающей душу и радующая глаз имитация скрипа деревенской телеги и похожую на ее звук песню коростеля. А что он творил с трелями соловья, кукованием кукушки и подражаниям вроде бы не музыкальных звуков – петуха оповещающим наступление утра, мычанию коров и блеяние коз и овец, и прочего, о чем обычный человек даже и представить не может.

Помимо этого звучала национальная музыка ряда зарубежных стран, представители которой находились в зале. Все  ему  удавалось на славу. Он был в явном «кураже».

Мир его творческих фантазий был полон колдовства, мечтательного настроения и магического ритма олицетворяющего самое понятное всему человечеству  - многообразию природы и человеческих чувств.

Его долго не отпускали со сцены, отдавая тем самым дань его таланту  яркому представителю нашей республики.

Изобретение и реконструкция им вроде бы всем известного инструмента кубыза ‐ еще одна ипостась его творческой одаренности.  Он сконструировал несколько новых кубызов с усиленным звуком с измененным корпусом или отдельными его деталями. Среди них ‐ кубыз груша», многотональный, кулисный инструмент.

Сейчас имя Роберта Загретдинова известно не только в республике, но и далеко за ее пределами. Его кубызу аплодировали любители народного творчества разных уголков России и зарубежных стран. Вот что опубликовано в Интернете.

«На Всемирном международном фестивале традиционных народных инструментов, который состоялся в 1991 году в Якутске, Роберт Загретдинов был удостоен звания «Виртуоз – кубызист мира». На другой международный фестиваль в 1998 году, прошедший в Австрии, музыкант был приглашен уже в качестве члена жюри. Здесь ему было присвоено почетное звание «Мастер международного класса по кубызоведению», что дало ему право вести мастер-классы в любых музыкальных учебных заведениях мира. Уроки мастерства уже состоялись в Австрии, Бельгии, Болгарии, Голландии, Польше, Швейцарии. С гастрольными поездками Роберт Загретдинов побывал также в Германии, Италии, Монголии, Норвегии, Швейцарии, Финляндии».

За заслуги в области культуры Роберту Загретдинову присвоены почетные звания заслуженного работника культуры Российской Федерации и Республики Башкортостан. Он отличник просвещения России и Башкортостана. Является лауреатом Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.

После этого великолепного выступления перед делегатами ЮНЕСКО представляющими более половины стран мира мне с ним встретиться не пришлось, а вот Зиннур Ураксин услышав мое выступление на этом форуме с докладом о водопаде Атыш, который я нашел в 1964 году и изучению которого я посвятил многие десятилетия, буквально заставил меня опубликовать его в научном журнале «Вестник» №1 АН РБ, что я и сделал в 2000 году.

Марушин В.А.

Заслуженный учитель России и башкортостана, МС СССР по туризму,
Почетный краевед РБ, член Союза журналистов РБ

ОБ АВТОРЕ

МАРУШИН ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Марушин Вадим Александрович.Заслуженный учитель России и Башкортостана, мастер спорта СССР по туризму, Действительный член Русского географического общества, Почетный краевед РБ, член Союза журналистов РБ. Победитель городского конкурса «Лицом к лицу» в номинации «За заслуги перед городом». Победитель Всероссийского конкурса среди лучших учителей России 2010. Два высших и одно среднее специальное образования. Окончил лесной факультет БСХИ, географический факультет БГУ и Уфимское училище искусств по классу баяна. Автор более 80 книг и публикаций по туризму, экологии, географии и краеведению. В том числе серий книг: «Где отдыхать уфимцам», «Родные просторы», «Уфимское семигорье», «Чудеса за порогом дома твоего». Многих туристских путеводителей среди них - «Башкирия туристская», «Пять путешествий по реке Инзер», «На поклон к Иремелю-батюшке», «К Стерлитамакским шиханам-окаменевшей памяти древнего моря», « К жемчужине Урала-пещере Шульган-таш». Книги «Толковый словарь туриста Башкортостана», составление которой заняло 35 лет. В содружестве с известными фотографами издал краеведческий фотоальманах «Башкортостан – край восходящего солнца». Первым среди географов и краеведов РБ выявил и обосновал расположение города Уфы на семи холмах и ввел географическое понятие «Уфимское семигорье». Первым нашел точное местоположение водопада Атыш и указал его на карте. Создал научную гипотезу формирования карстовой системы водопада в горе Яш-кузташ. Открыл ряд пещер, в том числе пещеру «Заповедная» с черепами пещерных медведей. Является первым председателем МКК города Уфы и республиканской МКК детского туризма МО РБ. Туристский стаж более 50 лет. Работник системы «Баштур» с 1960 года. Первый председатель комиссии по пропаганде туризма и экологии «Баштура». Старший инструктор-методист высшей категории. Руководитель ряда Всесоюзных семинаров по подготовке инструкторских кадров. Разработчик тематических экскурсий по городу Уфе и сопроводительных автобусных экскурсий для туристско-экскурсионных бюро «Баштура». В настоящее время работает учителем географии в средней школе г. Уфы.


 

 

 

ГОСТИ | ДРУЗЬЯ

Почетные гости и друзья.

ПАРТНЕРЫ

 

Группа компаний "БУЛАТ"

РОО "БЛАГОМИР"

  

ПОЛНЫЙ СПИСОК >>>

  

 

"ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ". ФотоЖурнал. 2020 г.

РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
является бессменным
партнером Федерации
СБЕ (ММА) РБ

КОНТАКТЫ

Республика Башкортостан,
г.Уфа, ул. Мустая Карима, 41
Тел. +7 (347) 266-77-76
E-mail: yapatriotrb@yandex.ru
На карте: >>> Открыть карту

 


"Я ПАТРИОТ" РБ в Вконтакте!"Я ПАТРИОТ" РБ в Ок!ОффКанал "Я ПАТРИОТ" РБ в Ютуб!

РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ - победитель второго конкурса 2020 года Фонда президентских грантов!

Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации
 
"Патриотизм –  это и есть национальная идея. И другой объединяющей  идеи, кроме патриотизма, быть не может!"
В.В. Путин

Посмотреть видео выступления

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ

 

Проекты РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
Читальня патриота
bessmertniy polk emblema
Герои моей Отчизны!
Города-герои СССР
Конкурсы и акции
Электронный вариант книги о РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
 Официальный канал на Ютубе | Official channel in YouTube
dzen marushina
Яндекс.Метрика

Наши координаты

Российская Федерация, 450094
Республика Башкортостан, 
г.Уфа, Пр.Октября, 85/2
Тел.: +7(347)266-77-76
E-mail:
 
 Земной шар - наш общий дом!
 

Правовая информация.

© Все права защищены. РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" Республики Башкортостан. При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на источник обязательна. Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Все сообщения РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" Республики Башкортостан предназначены для пользователей старше 18 лет.