JA slide show

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
 
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу
– все равно, что лишить мир солнечного света.
Цицерон

     Каждому из нас судьбою определено место в жизни. Кому учить, иль строить, кому радовать своим творчеством: петь, танцевать, лепить скульптуры иль творить что-то другое на радость людям. Но есть профессия, которая, помимо каждодневного труда, требует таланта, требует, как говорят, дара божьего. Это профессии писателя, поэта, композитора, художника. Дар этот дается не каждому. В особенности тот, который приводит человека к известности, почитанию его таланта. Рим Билалович Ахмедов — один из тех людей, кто шел своим путем - порою трудным, но всегда честным и праведным.

Рим Билалович Ахмедов — один из тех людей, кто шел своим путем - порою трудным, но всегда честным и праведным.

     Талантливому человеку, как правило, сопутствуют и ряд других талантов. Если же этот талант обращен теплом своего сердца к людям, то народ о нем говорит, что он поцелован богом! И таким человеком являлся писатель, лауреат премии имени Сергея Чекмарева, травник-целитель Рим Билалович Ахмедов. Он мой друг. А это немало. В слове «друг» заложено многое. Прежде всего, верность человека  человеку, несмотря на его статус в обществе, занимаемое там  положение. Это бескорыстие поступков, порою вопреки здравому смыслу. Самоотдача и самопожертвование, как говорят спортсмены на грани фола. К этому человеку не подходит пословица: «своя рубашка ближе к телу» - он отдаст все, поделится последним. С ним можно говорить обо всем, даже о самом сокровенным. Друг поймет и не осудит тебя за  твои ошибки и промахи. Такими были отношения и между нами. Поэтому наши беседы были доверительны во всем. О многом он поведал мне.

     {jcomments on}Талант будущего писателя заметил гордость башкирской литературы народный поэт Башкортостана Мустай Карим. Именно он рекомендовал членам Союза писателей нашей республики послать  на учебу в Москву в литературный институт имени М.Горького молодого писателя и поэта Рима Ахмедова.

     Отношения Рима Ахмедова с Мустаем Каримом, которого он не только почитал, но и хорошо знал, были доброжелательными. При встрече и разговоре с ним Рим почтительно, соблюдая башкирский этикет, здоровался с Мустай Каримом обеими руками, называя его не иначе, как Мустай-агай. Вроде бы я вспоминаю о друге, но в этот год – год столетнего юбилея со дня рождения Мустая Карима, нельзя не сказать об этом великом для нас человеке, оставившем нам свое творческое наследие человеколюбия.

     В башкирском отделении Русского географического общества родилась идея увековечить память Мустая Карима, соединив ее с его другом, Кайсыном Кулиевым. Народным поэтом Балкарии. Идею поддержало правительство обеих республик – Башкортостана и Кабардино-Балкарии.

     В Нальчике, столице Кабардино-Балкарской Республики прошел митинг. На нем выступили члены правительства, которые отметили важное значение миссии башкирской делегации Русского географического общества.

     Башкирскую экспедицию РГО, выдержавшую непрерывный 18-часовой марафон по моренам, горным рекам, ледникам и снежникам, по каменным осыпям, крутым скалистым склонам, в течение всего времени поддерживали прекрасные люди — специалисты и профессионалы МЧС КБР и Поисково-спасательного отряда КБР: Ахмадия Мишаев, Азнаур Аккаев, Тахир Татчаев, Александр Черинько, а также вице-президент Федерации альпинизма, скалолазания и спортивного туризма Кабардино-Балкарии Борис Гумаев, учредитель Федерации Мухтар Боттаев, председатель правления Союза писателей КБР Муталлип Беппаев.

     Во время пребывания в КБР участники восхождения посетили памятные места, связанные с жизнью и творчеством близкого друга Мустая Карима — Кайсына Кулиева: Дом-музей балкарского народного поэта в Чегеме, родное село Кулиева — Эл-Тюбе (Вехний Чегем), где сегодня построена уникальная четырехсот метровая стена — Книга в камне: с плитами, на которых высечены стихи поэта, и воспоминания его друзей. В том числе и стихи нашего Мустая Карима. Гости из Башкортостана вручили представителям рода Кулиевых копии мемориальной доски, установленной ими на вершине Пика Мустая Карима, флаг с его профилем, побывавший там.  В ближайшее время Региональное отделения РГО по Республике Башкортостан, совместно с Федерацией альпинизма, скалолазания и горного туризма КБР планирует организовать выезд башкирских туристов в КБР, для восхождения на Пик Мустая Карима.  Фонд имени Мустая Карима выразил сердечную благодарность руководству Кабардино-Балкарии, Союзу писателей республики за решение присвоить имя Мустая Карима одной из вершин Чегема.

При встрече и  разговоре с ним Рим почтительно, соблюдая башкирский этикет, здоровался с Мустай Каримом  обеими руками,  называя его не иначе, как Мустай-агай.

     «Мустай Карим не раз бывал в Кабардино-Балкарии, любил вашу землю, ваши горы, ваш народ. Его связывала большая дружба с Кайсыном Кулиевым, Алимом Кешоковым, Адамом Шогенцуковым, Бертом Гуртуевым. «...А я и не знал, что высокое солнце — теплей, А я и не знал, что далекие звезды — светлей...», написал Мустай Карим в 1962 году в своей кабардино-балкарской тетради в стихотворении, посвященном другу Кайсыну Кулиеву. Два великих поэта не только красиво по-братски дружили, своим творчеством и примером научили и наши народы настоящей дружбе, они завещали нам ценить и беречь самобытную культуру каждого этноса. И этим на века проложили мост между сердцем Кавказа и душой Урала. Поэтому незыблемому мосту и состоится восхождение на Кавказский хребет, где теперь рядом с пиком Кайсына Кулиева появилась еще одна географическая точка — вершина Мустая Карима. И взирая на это с далеких звезд, они возрадуются вместе с нами: друзья вновь рядом, а солнце их творчества засияло с удвоенной силой», — говорится в письме, подписанном председателем Фонда, внуком поэта Тимербулатом Каримовым, а также дочерью Альфией и сыном Ильгизом Каримовыми.

     В полдень 7 июля 2019 года, группа восходителей в составе представителей Башкортостана и опытных альпинистов Кабардино-Балкарии поднялась на ранее безымянную вершину Главного Кавказского хребта в Чегемском ущелье на высоту в 3555 метров и установила там памятную табличку. Теперь она с координатами 43 градуса, 10 минут, 747 секунд северной широты. 42 градусов, 57 минут, 700 секунд восточной долготы официально носит название «Пик Мустая Карима».

В полдень 7 июля 2019 года, группа восходителей в составе представителей Башкортостана и опытных альпинистов Кабардино-Балкарии поднялась на ранее безымянную вершину Главного Кавказского хребта в Чегемском ущелье на высоту в 3555 метров и установила там памятную табличку. Теперь она с координатами 43 градуса, 10 минут, 747 секунд северной широты. 42 градусов, 57 минут, 700 секунд восточной долготы официально носит название «Пик Мустая Карима». В полдень 7 июля 2019 года, группа восходителей в составе представителей Башкортостана и опытных альпинистов Кабардино-Балкарии поднялась на ранее безымянную вершину Главного Кавказского хребта в Чегемском ущелье на высоту в 3555 метров и установила там памятную табличку. Теперь она с координатами 43 градуса, 10 минут, 747 секунд северной широты. 42 градусов, 57 минут, 700 секунд восточной долготы официально носит название «Пик Мустая Карима».

     Вдова народного поэта Кабардино-Балкарии, близкого друга Мустая Карима, лауреата премии СССР и РСФСР Кайсына Кулиева, Элизат Кулиева сказала в своем интервью Башкирскому спутниковому телевидению: «Мустай Карим и вся его семья были, есть и будут нашими родными душами, а в их лице и весь башкирский народ, который мы уважаем и чтим».

     Каждый человек на Земле оставляет свой след. У одних он почти сразу канет в Лету, у других задерживается памятью близких ему людей, а у третьих его не только помнят, но и чтут долгие годы, порою, столетиями. Мустаю Кариму, как и его другу Кайсыну Кулиеву уготован третий путь -  всенародная память.

     Рим Ахмедов обладал многими положительными личностными качествами, определяющими его честность, воспитанность, образованность и интеллигентность.  Он был строг и требователен к выбору друзей, а потому их у него было не так много. Но, уж коль у него они есть, то это были его единомышленники. Люди, которые без оглядки придут к нему на помощь и подставят свое плечо. Рим ими дорожил, не давал в обиду, помогал во всем в силу своих возможностей, не требуя за это ничего взамен.

     Он был честен перед собой и обществом.  Честен перед семьей и близкими ему людьми. Как порядочный человек не терпел чванства, лизоблюдства, преклонения перед чинушами. Одним словом, он был, есть и в людской памяти навек останется ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы. Без какой-либо протекции, лишь благодаря своему таланту, трудолюбию и верности выбранному пути писателя он всего добился сам.

     Рим Ахмедов – известная личность не только в Республике Башкортостан, России, но и за их пределами. Его необычный дар травника-целителя стал широко известен после того, как  книжным издательством «Китап» были опубликованы его книг о лечении травами. Не каждому даже маститому писателю выпадает честь  благодаря читательскому спросу два десятка раз переиздавать одну и ту же его  книгу «Одолень трава», которая до сих пор пользуется спросом. Простота и доходчивость излагаемого материала, основанного на многовековом  опыте лучших народных целителей мира, его честное отношение к предлагаемым способам их использования и применения подкупает всех читателей.

     Однажды я его спросил: откуда у тебя этот дар травника?  Он ответил: «Наверное, от бога, от Всевышнего!» И это было сказано без иронии, с чувством  ответственности перед теми, кому он оказывал свою посильную  помощь.

     Порою, обращаясь к незнакомому человеку  мы, чтобы обратить на себя его внимание не вдумываемся в значение произносимых слов.  Часто ими могут быть близкие для нас слова: приятель, товарищ, или даже друг. Остановил человека, спросил его о чем-либо, поблагодарил и ушел, навсегда позабыв того, с кем только что общался, – обычная житейская ситуация. А ведь в каждом слове – то ли произнесенном вслух, то ли написанном на бумаге иль встреченном в «паутине» «всезнающего» интернета, заложена не только информация, но и предложение общения автора с собеседником. И вот тогда, поистине, слово слову рознь. Обращение с ним должно быть трепетным, произнесенным  не просто  ради красного словца, а пропущенного через мысли, душу и сердце говорящего. Таким даром обладал Рим Ахмедов. Именно его уважительное отношение к слову, обращенному к читателю, присуще ему - прекрасному человеку, целителю и писателю моя стежка дружбы с которым, не прерывалась более  полувека.

     Уж так случилось, что судьба свела меня с ним почти случайно. Но хорошо известно, что просто так случайностей не бывает. И за эту «случайность» я благодарен судьбе, т.к. она позволила мне, впоследствии, приобрести надежного друга. Произошло знакомство во время работы над книгой: туристским путеводителем по нашей республике. Было это в конце шестидесятых годов.

     Галина Осташевская, вдумчивый и придирчивый редактор этой книги каким-то чутьем угадала в нас родственные души, свято относящиеся к природе, к ее значимости для человека. Поэтому несколько моих очерков она отдала Риму Билаловичу Ахмедову, одному из авторов той же книги. Очерки сразу стали выпуклее, поэтичнее, приобрели образность, а я из простого грамотного туриста превратился, чуть ли не в очеркиста. Так и состоялось наше знакомство, перешедшее впоследствии в дружбу. Я помню случай, произошедший с ним во время одного из наших совместных семейных отдыхов.   

     Кожистые ладошки подорожника собирали первую утреннюю росу. Густой туман, спускаясь в Инзерскую долину, размывал очертания кустарников, покрывая их тонкой повислой кисеей, предвещая хорошую погоду. Было зябко и сыро. Из отсыревшей палатки не хотелось выходить, но надо: кто-то, шурша подорожной травой, приближался к нам. Я выглянул. Это был Рим. Я никогда не видел его таким растерянным и  беззащитным словно ребенок.

     – Лодку мою резиновую украли. Как я теперь вас кормить рыбой буду? — говорил он тихо, боясь разбудить спящий лагерь. — Кому она понадобилась? Заплата на заплате, и, надо же, украли, — глядя на меня из под мокрого капюшона штормовки, продолжал он. Как-то по-детски, пожимал недоуменно плечами и разводил беспомощно в стороны руки. Передо мной стоял большой ребенок, которого незаслуженно обидели. — Что делать будем? — с какой-то надеждой проговорил он, глядя на меня  и закуривая с досады свою неизменную папиросу.

     Время было столь раннее, что тому, кто посягнул на «святыню» для  Рима лодку, оставленную под ракитой без присмотра, явно уйти далеко было нельзя. Обязательно он выдаст себя росяной дорожкой. Сплавиться по реке невозможно: лодка была не накачана. Оставалось одно – искать ее где-то рядом от оставленного на ночь места.

     Через час совместного поиска лодка была найдена. Она, свернутая в тугой сверток, лежала в крапиве, заброшенная туда с тропы чьей-то воровской рукой. Радости Рима не было границ! И не из-за того, что старенькая лодка нашлась. Ей в базарный день грош цена, как оценил ее Рим, а потому, что он обещал ежедневно кормить нас рыбой.

     Лицо его просветлело. Даже папироса задымила весело, отгоняя от лица комариные полчища. Свое слово Рим сдержал. Он почти месяц исправно кормил всю нашу немалую ораву людей рыбой. На кукане, сделанном из толстого шнура, постоянно «сидели» щуки. Глядя на этих «затворников» наши дети, от душевной щедрости и жалости, пытались их кормить и удивлялись, что те отказывались от даруемого ими лакомства – пескарей.

     В то лето я невольно обратил внимание на то, с каким упорством, настойчивостью, я бы сказал скрупулезностью, расспрашивал он меня  о растениях, встреченных нами в лесу, на лугах и полянах. Лишь значительно позже все встанет на свои места. Полученные им из разных источников знания обернутся литературными произведениями, выльются в очерках, обретут чудодейственную силу в народных рецептах.

     Рим умел учиться, пополняя багаж знаний от всех, кто был  ему интересен, и прежде всего от людей знающих и любящих природу. В то время рядом с ним оказался я, человек, окончивший лесной факультет БСХИ, а затем  прошедший хорошую школу замечательного ученого-лесовода Юрия Федоровича Косоурова. Прошло немного времени и вновь, разговаривая с Римом о травах и растениях, я, обладая профессиональными  знаниями, понял, что уже не гожусь ему  в «подметки»! И это не словоблудие, а факт.

     Меня постоянно восхищает то, с каким упорством, дотошностью и  целеустремленностью  доходит он до самых тончайших ответов на самые разнообразные вопросы. Это касается любого материала, к которому он прикасался. Будь то явление природы, затронувшее его душу, научная гипотеза, высказанная кем-то, но преломившаяся в его воображении, заставившие его по-своему, по-Ахмедовски, отразить свое мнение, высказать свою точку зрения. Например, высказать свою гипотезу о происхождении чаши озера Аслыкуль или в слове  - народном названии  озера отразить его первозданную красоту.

     Он первым среди писателей Башкирии  стал вводить в свои произведения башкирские народные названия растений, опираться на знания забытых народных рецептов при лечении различных болезней.

     …После того совместного таежного отдыха у него на свет  появилась книга «Слово о реках, озерах и травах». Она сразу же стала не только  популярной среди читателей, но и  вошла в перечень обязательных литературных произведений по географии Башкирии для учащихся школ республики. Поэтичность и образность литературного языка, неподдельную любовь к родной природе можно без всякой натяжки назвать поэзией. Судите сами по описанию прощания с лесной полянкой, приютившей нас в ту «инзерскую» пору.

     «Перед тем, как уйти, прощаясь, я провел ладонью по смолистому стволу молоденькой двухметровой пихточки у выхода с поляны. Среди остальных подружек она выделялась удивительным совершенством формы, правильным и равномерным расположением ветвей, пышной и одновременно умеренной густотой хвои, с тонкой и красивой, как девичья шея, вершинкой. В ней было столько юной свежести и обаяния, что я с самого начала заприметил ее и назвал «невестой».

     Рим умеет слушать, смотреть и сопереживать. Надо видеть его манеру общения с растениями. Он с ними разговаривает, будто с наилучшими друзьями-собеседниками, за что  они отвечают ему взаимностью.

     Однажды на озере Ургун, что в Учалинском районе, мы с женой нашли необыкновенную молодую березу: она своим тонким белоствольным станом, обвивала, словно лиана, рядом стоящий ствол сосны. Мы показали ее Риму и он в своем очередном  очерке использовал ее в образе любящей девушки. Из таких, казалось бы, мелочей писатель умел создавать запоминающийся образ. Мягко, без назидания читающему человеку, давать простор его мыслям и чувствам.

     Рим честен перед собой и обществом, в котором  живет. Честен перед семьей и близкими ему людьми. Как порядочный человек не терпит чванства, лизоблюдства, преклонения перед чинушами. Одним словом, он ЧЕЛОВЕК с большой буквы, добившийся всего сам, благодаря своему таланту, трудолюбию, верности выбранному пути писателя с присущими этой профессии творческими взлетами и временными неудачами.

     Уж как-то так получается, что о Риме Ахмедове я пишу через равные промежутки времени – через пять лет, приуроченных к его юбилейным датам, начиная с его пятидесятилетия.

     «Пятилеток шаги саженья», - пожалуй, это изреченье Владимира Маяковского вполне подходит творчеству Рима Ахмедова. Из широких просторов своей души и дарований он достал и показал нам, читателям, самобытность своего таланта. Вначале, как писателя-прозаика, филигранно владеющего отточенным словом, сумевшим сыграть свою мелодию писателя от своей «Печки», изданной в самом начале творчества, до полюбившегося ныне сериала книг «Одолень трава», направленных на помощь людям. На то, чтобы они благодаря его сказанному слову, облеченному в талант народного целителя, помогли страждущему человеку обрести уверенность в  своем исцелении.

     Многогранна личность Рима Ахмедова. До всего у него есть дело. Но в любом случае все связано с его самоотдачей тем, кто обратился к нему за советом или помощью.

     Думаю, что мало кто знает о том, что Рим Ахмедов, после окончания института  работал в Москве на Центральном телевидении и является первым человеком в нашей стране кто создал телевизионные сериалы. При возвращении в Уфу он продолжил эту работу уже на нашем башкирском телевидении.

     Рим талантливый педагог. И это действительный факт. Сколько молодых и талантливых прозаиков и поэтов Уфы прошли через его руки

     К нему как к  писателю обратилась творческая молодежь с просьбой организовать курсы молодых писателей. Он и создал их на заводе имени Кирова. Рим вспоминает, что три его «чада» впоследствии стали писателями и были приняты в члены Союза писателей республики.

     С благодарностью вспоминал его советы использования  фактического материала, построения сюжетной линии в создаваемых произведениях Леонид Лушников, ставший известным самобытным писателем. Да и я сам обратился к Риму с просьбой указать на недостатки в моем  очерке, который я готовил к печати. Попросил не жалеть меня, несмотря на нашу дружбу.

     Рим усмехнулся и выдал – дружба дружбой, а «табачок врозь». Попробую помочь. Писательский и журналистский «кузовок» тяжел, не всякому под силу.  Никаких компромиссов, никаких скидок на наши взаимоотношения, как и договаривались, я не получил. «Раздраконил» он мой очерк в пух и прах, и, тем не менее, очерк и мой язык ему понравился. Напутствовал меня лишь одним  советом: пиши так, чтобы читателю было осязаемо видно то, о чем пишешь. Очерк тот я переработал, учитывая советы Рима, отослал на Всесоюзный конкурс журналистов, объявленный журналом «Пожарное дело» и стал его победителем.

     Его педагогическому дару есть прямые объяснения. Его мать Мунзия Мухаметгалеевна была учителем начальных классов. Она одна из немногих, не только в республике, но и в России, была удостоена за свой учительский труд наивысшей награды: ордена Ленина.

Я изнутри знаю семью Ахмедовых: талантливую и трудолюбивую. Двух сыновей и дочь сумели воспитать Билал Джаруллович и Мунзия-апа, или тетя Маруся, как звали ее мальчишки, соседи по двору, что затерялся на берегу речки Сутолоки вблизи 23 уфимской школы.

     Дочь Клара, хирург, врач высшей категории. Сын Эрик ставший, как и Рим, моим близким другом: талантливейший музыкант, композитор, поэт, педагог. Его песни поют в городах-нефтяниках Сибири. Они звучат по Российскому радио, исполняются многими творческими коллективами. Его песню про учителей, можно назвать гимном всему учительству. Приведу лишь слова припева песни, затрагивающих душу тех, кто связан с педагогикой, с воспитанием детей.

     – Учителя, учителя,

     На ваших знаньях держится Земля.

     И за терпенье, доброту и труд,

     Свою любовь Вам дети отдают!

     Разговаривая с обоими братьями, они в один голос с любовью и почтением вспоминают мать. Именно она первой научила их первым буквам алфавита, впоследствии сложенные сыновьями в песни, стихи, рассказы и повести. Именно ей посвящены книги Рима и песни Эрика.

     Мягкость характера Рима явно от отца: спокойного, уравновешенного человека. Но  домом управляла мать: волевая и одновременно нежная женщина.

     Я прекрасно помню пятидесятилетний юбилей Рима. Как Мунзия-апа, вскинув руки-лебеди, шла по кругу. Движения ее были плавные, завораживающие. Артистизм ее пластики завораживал, давал простор ее танцу. Все восхищались ею. Такой она и осталась в памяти всех.

     Рим дотошный до истины. Старается докопаться до самой сути того, за что взялся. Он бескомпромиссен, если дело касается профессионализма в литературе.

     В русском языке есть слово «матерый», т.е. зрелый, знающий, опытный. Мне кажется, что сам Рим и является  таким  писателем.

     – Кто хочет знать меня, тот знает, - говорит он, отвечая на мой вопрос о том, почему его нечасто можно услышать по радио, увидеть по телевидению.

     – Не хватает времени. Задумчиво отвечает он. А творческих задумок много.

     Мало кому известно, что Рим играет на баяне, любит рисовать, грамотно, профессионально коллекционировать марки.

     В ночной тиши перехлестов уральских хребтов, вдоль речной долины Зилима, лились звуки баяна. Пальцы, привыкшие к перу, с чувством извлекали мелодичные звуки: Рим играл старинный вальс «На сопках Манчжурии». Это было давно, но памятно оно до сих пор. Мы недели две вместе провели время в окружении девственной природы, по приглашению «лесного человека»: Павла Эрнстовича Штеймана, егеря-охотоведа Гафурийского охотхозяйства. В ту июльскую ночь, наполненную тишиной и мягким говором речных перекатов, Рим стал открытой книгой: несущей веселье, жизнелюбие, юмор и доброту окружающим его людям. А нас, в ту ночь, было немало – разных по возрасту, характеру, но одинаково любящих природу и Рима. Живо откликавшихся на все происходящее вокруг нас.

     Рим, как говорится, был в ударе. Он совершенно не походил на себя городского: сдержанного, контролирующего свою речь и поведение интеллигента. Здесь, среди друзей, Рим раскрепостился. И, вкладывая, свою душу в баян, играл и играл на нем, посылая  в умолкнувшие горы мелодии полюбившихся с детства песен и вальсов.

     По стенам  квартиры Рима  развешено немало картин. Одни, подарены ему по случаю, другие - в знак уважения его таланту, на память. Среди них картины известных башкирских художников: Александра Бурзянцева, Алексея Кузнецова. Им Рим на несколько лет продлил  творческую жизнь, используя рецепты собственноручно собранных трав.

     Александра Бурзянцева – живописца, народного художника Башкирии, заслуженного художника России я хорошо знал лично. Однажды повстречались мы с ним рядом со школой, в которой я работаю. Она находится рядом с ипподромом  «Акбузат».

     – Что-то давненько не встречались, обратился я к нему.

     – Если бы не Рим Ахмедов, похлопал он меня по плечу, вообще бы никогда мы с тобой не встретились. Вроде бы вы друзья с ним? – глянул он с улыбкой мне в глаза.

     – Есть такое - ответил я. – Так вот, почитай, на три-четыре года он уже продлил мне жизнь. Вскинул голову, поглядел на небо, махнул рукой на вздыбившуюся высотку расположенную неподалеку.

     – Ты же много раз бывал у меня  дома на Российской, а вот в этой мастерской на 12 этаже не был. Заходи, выбери себе любую картину на память, а вот одну я обязательно подарю Билаловичу. Хороший он человек. Увидишь, передай ему низкий поклон.

     Через некоторое время в квартире Рима Ахмедова красовалась подаренная этим художников картина.

     – А у тебя целая художественная галерея, разглядывая картины, обратился я к Риму. - Это все подарки тех талантов, которым я чем-то помог. А Бурзянцеу, с усмешкой глянул на меня Рим и, глядя на подаренную художником картину, промолвил: жить бы ему еще да жить. Но ты ведь знаешь его неуемный темперамент, широкую бескорыстную русскую душу, ну и застолья. Жаль, хороший был человек, но сам себя не уберег. Что мог сделать для него, я сделал.

     Рим умел слушать, видеть и сопереживать. Его манеру общения с растениями надо было  видеть. С ними он разговаривает словно с наилучшими друзьями-собеседниками, на что они неизменно отвечают ему взаимностью, раскрывая перед ним свои сокровенные тайны.  Познания их целебной силы и тех  «сюрпризах», что спрятаны там от  человека неумело использующими их, нашли свое отражение в книгах «Одолень-трава», «Растения – твои друзья и недруги» и серии книг, посвященных лечению наиболее опасных недугов.

     Рим был боец. Непрестало мне в юбилейной статье говорить о перенесенных им  физических и духовных «болячках». Но оценку, данную ему независимым «экспертом» его характера – генералом Кусимовым, я не могу не привести по этому поводу.

     Уж так случилось, что во времена ныне называемые  «временем застоя» он  написал  повесть «Точка пересечения», рассказывающую о нравственных  позициях людей разных поколений.  Для написания ее Рим Билалович отдал много сил, к тому же ряд иных событий того периода привели его в больницу.

     Рядом с ним в одной палате, почти бок обок, находился замечательный человек: Герой Советского Союза генерал-майор Тагир Таипович Кусимов. У меня дома оказалась старая его фотография,  на которой он был запечатлен при встрече с учениками нашей школы. Я, пользуясь представленной  возможностью  посещения Рима, решил поговорить с ним  и получить на фотографии его автограф.

     Я не ведаю о чем, лежа рядом на больничных койках, говорили меж собой мои собеседники, но когда я покидал их палату, Тагир Таипович сказал мне: « Рим сильный, хороший и честный человек. Беречь его надо!» Такая оценка  из уст боевого генерала, который, даже при ампутации ноги, пластом лежа на кровати отказался от моей помощи.  Самостоятельно, через силу, взявшись руками за привязанное сзади к спинке кровати полотенце сел, подтянувшись вверх усилием воли.

     – Генералы никогда не сдаются, глядя на меня с улыбкой, промолвил он. Оценка жизненных позиций писателя высказанная этим мужественным человеком многого чего стоит.

     Как-то раз попросил он у меня разрешение побывать на моих уроках. Чтобы не нарушать покой класса я не стал представлять Рима ребятам. И он тихо сидел на задней парте, слушая урок и внимательно присматриваясь к учащимся. Назови я его фамилию,  урок был бы сорван, превратившись во встречу с ним.

     Дело в том, что я часто на уроках обращаюсь к его творчеству. Оно близко мне  по духу, легко ложиться в канву краеведческих знаний о родном крае, его природе и прочее. Лишь по окончании урока я представил Р.Б.Ахмедова детям. Был конец смены, и урок превратился в творческую встречу, на которую, как на «огонек», сбегались учащиеся других классов школы. Возможно, что сейчас он и не вспомнит той ребячьей встречи: их у него было множество.

     После урока и общения с ребятами Рим предложил мне организовать телевизионную передачу, посвященную творчеству учительства. Сценарий ее и всю процедуру прохождения в эфир он брал на себя. Меня же попросил организовать «зрительный ряд»: смонтировать воедино ряд моих кинофильмов, отобрать фотографии и слайды, а также некоторые мои научные публикации. Я согласился. Телепередача имела успех. Режиссером ее была Альда Валеева, а главным оператором оказался мой школьный товарищ Роберт Сулейманов.

     Рим Ахмедов - незаурядная личность. Может и на баяне сыграть, и с мольбертом дружбу вести, а о том, что он великолепный рассказчик и собеседник, и говорить уж не приходится.

     Случилось так, что в конце семидесятых годов мы семьями решили отдохнуть на теплоходе «матрасниками». Маршрут неблизкий: Уфа-Москва-Уфа. Думали отойти от городской суеты. Не тут-то было. Через пару дней по теплоходу прошел слух: с нами едет известный писатель Рим Ахмедов. Баста, затащили нас обоих в кают-компанию и  устроили с ним встречу.

     – Вот и отдохнули, - стал сокрушаться я. Но Рим отнесся к этому скромно и благосклонно. Ничего с нами не случится, а о Константине Паустовском, Михаиле Светлове, чьи творческие семинары я посещал, кто еще о них, кроме меня, очевидца, людям расскажет. Тем более о таких личностях, как Роберт Рожденственский, Евгений Евтушенко или Белла Ахмадулина, а также о  ряде других писателей и поэтов, с которыми мне  посчастливилось вместе учиться в московском литинституте имени М.Горького, кто расскажет?

     Точно, едва ли факты, о которых знает человек, бок обок, общавшийся с этими, ставшими великими поэтами России, можно услышать от кого-либо. А перед ними в кают-компании теплохода «вживую» вспоминал порою анекдотические случаи из их совместной студенческой жизни прекрасный рассказчик Рим Ахмедов. Конечно, одной такой творческой встречей на радость отдыхающих не обошлось.

     Рим Билалович одновременно мог быть и лириком, и «физиком», вскрывая в своих произведениях «язвы» нашего общества. Мне не раз посчастливилось проводить время  с ним  вдали от городской суеты, сидя у вечернего рыбацкого костра. Глядишь на него и видишь в выражении его глаз, мимике или неторопливых жестах глубокое сопереживание происходящего в стране и мире. Но особенно ему были близки и понятны картины родной природы, к которой он прикипел всем сердцем, всей душой. Все это он   воплощал в своих произведениях в виде ощутимых и одухотворенных образов.

     Мне невольно запомнились слова моего отца, умудренного жизнью человека, прекрасно знавшего и любившего природу и особенно рыбалку. Прочитав книгу Рима «Слово о реках, озерах и травах» он с восхищение смаковал описание  поклевки и вываживание леща, которого Рим еле вытащил из омута реки Белой, в долине Карангы-тугай-баш.

     - Обрати внимание, - говорил отец, - как он точно по-рыбацки все  пишет: поплавок лег на бок, вначале его легонько потянуло в сторону, наконец, леска натянулась. И он мягко, как бы нехотя, пошел вниз, в глубину, навстречу с какой-то невидимой рыбой. Подсечка, медленное, неспешное вываживание, наконец, появился медно-золотисный бок огромной рыбы. Однозначно, лещ. Чтобы он не сошел с крючка или не оборвал тонкую леску, по всем рыбацким правилам леща надо «одурманить» - заставить вдохнуть воздух. И вот он, как плоская «заслонка», почти без сопротивления стал скользить по водной речной глади, оставляя за собой еле видимую обреченную полосу ряби. А вот как он описывает свою встречу с «башкирским морем» озером Аслыкуль.

     «Как зачарованный я смотрел в переливчатую лазурную даль и долго не мог оторвать взгляда от беспредельной глади воды, возникшей неожиданно в этой ничем не примечательной долине. В памяти упорно вставал Байкал, потому что нигде больше я не видел того неповторимого жемчужно-перламутрового сияния, возникающего при соприкосновении воды и воздуха».

     Здесь, на берегу «башкирского моря», овеянного легендами старины глубокой, стал сниматься кинофильм, посвященный Р.Б.Ахмедову. Фильм удался. В нем Р.Б.Ахмедов встал не только как знаток и певец родного края, но и как человек, обладающий сокровищами народной мудрости – использования растений, используемых башкирами с незапамятных времен. Я же параллельно снимаемому кинофильму, снимал свой видеофильм «Фильм о фильме», фильм о своем друге.

     Видел, как Рим ходил по степному раздолью, наклонялся к травам, ласкал и разговаривал с ними, будто вбирая их живительную силу и их древний живительный дух.

     После этой небольшой по продолжительности, но емкой по содержанию экспедиции, вышло новое дополненное издание книги «Одолень трава», принесшей ему славу и народную любовь. В ней впервые в истории башкирской литературы писатель обратил внимание и дал толкование башкирским названиям лекарственных трав. Показал образность их народных названий, народным пользованием с незапамятных пор. Это сейчас, многие ученые-лингвисты, ботаники и экологи стали использовать народные названия растений, но надо помнить и знать то, что первым это сделал Рим Билалович Ахмедов: писатель, а, по словам тех, кого он вылечил от многих недугов, народный «травознай-целитель».

     Хорошее дело, сделанное человеку, всегда возвращается сторицей. Мы с семьей уже не один десяток лет проводим отпуск в Сумрачной долине – Карангы-тугай-баш, мастерски описанной Римом Ахмедовым. Того пойменного  леща он отдал хозяину сенокосной поляны, и хотя того уже давно нет в живых, но его дети Алтыншины, помнят Рима. Не столько за подаренного леща, сколько за его рассказы и легенды, связанные с этим местом. Стоило мне сказать хозяевам поляны, что Рим Ахмедов мой друг, как тут же разговор стал дружелюбным и доверительным. Что же, его помнят и чтят в этом бурзянском «медвежьем углу».  И я благодарен ему за возможность использования его доброго имени в моих «мелко - корыстных», меркантильных целях.

     Писать о друге, которого любишь и знаешь десятки лет одновременно легко и трудно. Перехлестывают чувства и воспоминания. После нашей последней встречи, когда он подарил мне его новую книгу - «Книга откровений. По следам «Одолень-травы», в которой с пронзительным поэтическим чувством, берущим за душу, было приведено его стихотворение.  Вот отрывок из него.

     Я к горизонту близко подошел,

     Уж за черту ступил одной ногой.

     За горизонтом очень хорошо –

     Там жизнь другая. И народ другой.

     Неведомы там лицемерие и ложь..

     Никто тебя не держит за скотину

     И подло не предаст за медный грош,

     Исподтишка никто не плюнет в спину.

     Там нет рабов. Нет нищих. Нет господ.

     Нет зависти, продажности и страха.

     Никто бездарного до звезд не вознесет,

     А одаренному не уготовит плаху.

     За горизонтом ждут меня, зовут.

     Почти весь круг друзей там обитает,

     Один лишь я подзадержался тут –

     Земная жизнь меня не отпускает.

***********

     Я жил привольно, как живет река,

     И как река без устали работал.

     Доверчивым, беспечным был, пока

     Мне горизонт не приоткрыл ворота.

**********

     Еще не все прошел я испытанья.

     Прощен не всеми. Сам не всех простил.

     Я должен выполнить последнее заданье:

     Вернуть народу все, что накопил.

     Нет у меня ни серебра, ни злата,

     Наград и прочих благ не заслужил,

     Одна лишь голова моя богата,

     Весь опыт жизни я в нее вложил.

     Нет в мире ничего дороже знаний.

     Их унести с собой – великий грех.

     Пускай они послужат созиданью,

     Не для себя я их копил – для всех.

     И ели мне спасибо скажут люди,

     Их благодарность будет учтена.

     За горизонтом мне открыта будет

     Другая, справедливая страна.

     Быть может поэт, Светлов был не прав, направив талант Рима Ахмедова в стезю прозы, а не поэзии? В тоже время те читатели кто знаком с его произведениями наверняка отметят его «Ахмедовский почерк», его стиль, приближенный к поэзии, особенно в описании природы.

     Я ему сказал –  Дорогой Рим, разговор о приближающемся горизонте жизни, давай отложим. Как ни как он у каждого из нас свой и его мнимая видимость зависит от того, с какой точки мы на него смотрим. Ты смотришь с вершины своего таланта, с вершины любви к тебе людей тебя знающих и верящих в твои силы и твою мудрость. Подожди, отодвинь подальше этот горизонт. Живи долго, радостно и честно так, как это ты это делаешь всю свою жизнь!

     На письменном столе дочери писателя Лили, как память об отце, стоит  его пишущая машинка с вставленными в нее чистыми, как помыслы писателя, листами бумаги. Они словно ждут, что коснется их легкий  постук пальцев по клавиатуре их хозяина и будет, как и прежде, витать над ними творческий дух любимого писателя – врачевателя и целителя людей, получивших от него помощь.

     В прощальном слове о Риме Билаловиче Ахмедове один из провожающих - человек, которого вылечил писатель сказал – Рим Ахмедов подобен Горьковскому Данко, отдавшего свое сердце во имя спасения другого человека. Как с этим не согласиться.


 

ОБ АВТОРЕ

МАРУШИН ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МАРУШИН ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧЗаслуженный учитель России и Башкортостана, мастер спорта СССР по туризму, Действительный член Русского географического общества.Заслуженный учитель России и Башкортостана, мастер спорта СССР по туризму, Действительный член Русского географического общества, Почетный краевед РБ, член Союза журналистов РБ. Победитель городского конкурса «Лицом к лицу» в номинации «За заслуги перед городом». Победитель Всероссийского конкурса среди лучших учителей России 2010. Два высших и одно среднее специальное образования. Окончил лесной факультет БСХИ, географический факультет БГУ и Уфимское училище искусств по классу баяна. Автор более 80 книг и публикаций по туризму, экологии, географии и краеведению. В том числе серий книг: «Где отдыхать уфимцам», «Родные просторы», «Уфимское семигорье», «Чудеса за порогом дома твоего».


ЕЩЁ РАЗ О ВАЖНОМ!

Вся информация и материалы, размещенные на сайте www.yapatriotrb.ru защищены российским законодательством об авторском праве и смежных правах. Все сообщения РОО ГПВ «Я ПАТРИОТ» РБ предназначены для пользователей старше 18 лет. При перепечатке или цитировании упоминание автора материала и ссылка на материал на сайте РОО ГПВ «Я ПАТРИОТ» РБ обязательна. Для интернет-изданий и социальных сетей прямая активная гиперссылка обязательна.

 

 

ГОСТИ | ДРУЗЬЯ

Почетные гости и друзья.

ПАРТНЕРЫ

 

Группа компаний "БУЛАТ"

РОО "БЛАГОМИР"

  

ПОЛНЫЙ СПИСОК >>>

  

 

"ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ". ФотоЖурнал. 2020 г.

РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
является бессменным
партнером Федерации
СБЕ (ММА) РБ

КОНТАКТЫ

Республика Башкортостан,
г.Уфа, ул. Мустая Карима, 41
Тел. +7 (347) 266-77-76
E-mail: yapatriotrb@yandex.ru
На карте: >>> Открыть карту

 


"Я ПАТРИОТ" РБ в Вконтакте!"Я ПАТРИОТ" РБ в Ок!ОффКанал "Я ПАТРИОТ" РБ в Ютуб!

РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ - победитель второго конкурса 2020 года Фонда президентских грантов!

Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации
 
"Патриотизм –  это и есть национальная идея. И другой объединяющей  идеи, кроме патриотизма, быть не может!"
В.В. Путин

Посмотреть видео выступления

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ

 

Проекты РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
Читальня патриота
bessmertniy polk emblema
Герои моей Отчизны!
Города-герои СССР
Конкурсы и акции
Электронный вариант книги о РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
 Официальный канал на Ютубе | Official channel in YouTube
dzen marushina
Яндекс.Метрика

Наши координаты

Российская Федерация, 450094
Республика Башкортостан, 
г.Уфа, Пр.Октября, 85/2
Тел.: +7(347)266-77-76
E-mail:
 
 Земной шар - наш общий дом!
 

Правовая информация.

© Все права защищены. РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" Республики Башкортостан. При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на источник обязательна. Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Все сообщения РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" Республики Башкортостан предназначены для пользователей старше 18 лет.